В нашем детском саду летом дети очень любят играть в песочнице: придумывать сказки и рассказывать их, строить крепости, прятать "секретики", рисовать пальчиками, оставлять отпечатки ладошек и босых ножек. Чтобы продлить их увлекательную игру и пробудить фантазию, развивать мелкую моторику рук, я решила использовать в своей работе технику рисования на песке. Моя идея очень понравилась детям.
Рисование песком (песочная графика, пескография) – уникальный вид искусства, объединяющий игру, полезные для развития детей занятия и воспитательные моменты. Это один из самых необычных способов творческой деятельности, доступный практически каждому и не требующей специальной подготовки.
Рисование песком - искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Ее работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю. Позже ее опыт взяли на вооружение многие аниматоры, создавая динамичные песочные фильмы без монтажа, как бы на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — рисованию песком.
В России «песочная анимация» получила широкое распространение в 90-х годах XX века, и связано это было с развитием арт-терапии. Наиболее известные отечественные специалисты - ученые, адаптируемые данный подход являются Татьяна Зинкевич-Евстигнеева (доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии), Татьяна Грабенко (кандидат педагогических наук, проректор по научной работе Института сказкотерапии). На сегодняшний день возможности песочной терапии изучают отечественные педагоги и психологи, а именно В. Абраменкова, Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Г. Любина, О. Желонкин, В. Костина, И.Ю. Оглоблина, Н. Стебенева.
Для детей песочная графика – одно из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия Отличительная особенность рисования песком и на песке – больший и развивающий, и воспитательный, и образовательный и эмоциональный эффект, нежели стандартные формы обучения рисованию. Потенциал рисования на песке и песком огромен: обучение основам чтения, письма и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора и общей осведомленности, развитие мелкой моторики и координации движений, воображения и творческих способностей. При этом образовательный процесс превращается в увлекательное занятие.
Оценив огромный потенциал применения техники рисования песком и изучив научные и методические материалы по данной теме, я разработала и реализую педагогический проект "Волшебный мир песка".
Целью этого проекта является стимуляция самостоятельной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством привлечения к песочному рисованию.
Достигнуть поставленной цели можно, решив следующие задачи.
Задачи приоритетной образовательной области "Художественно-эстетическое развитие»: создавать условия для самостоятельной творческой деятельности детей посредством организации рисования песком.
Задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»: формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками посредством применения парных и подгрупповых форм организации песочного рисования.
«Познавательное развитие»: развивать воображение и творческую активность при помощи игровых приемов песочной анимации.
«Речевое развитие»: способствовать овладению речью как средством общения и культуры через применение парных и подгрупповых форм организации песочного рисования, обсуждение процесса и результатов работы.
В реализации проекта можно выделить несколько этапов:
Первый этап работы – подготовительный. Дети знакомятся с оборудованием и правилами работы на световом столе, со свойствами песка. Самостоятельно выполняют различные действия по желанию: разглаживают песок по поверхности стола, пересыпают, сгребают в кучки, рисуют знакомые предметы пальчиками, ладонью (на что хватит их фантазии).
Второй этап – непосредственное знакомство с техникой рисунка. Начинается рисунок с выполнения фона. Дети знакомятся с разными способами (засыпка - из кулачка, наброс – с ладошки, закидывание – из кучи); демонстрируются способы уборки песка. Далее дети насыпают, рисуют, убирают песок самостоятельно любым способом.
Третий этап - знакомство со способами рисования на световом столе. Начинаем рисовать с более простого способа – «светлым по темному». Изображение получают, нанося различного рода линии, точки, пятна по поверхности стекла. Тонкий слой при этом разгребается, раздвигается, образуя белый просвет любой формы. В процессе рисования уточняем, что рисунок можно выполнять пальчиками, ребром ладони, кулачком, всей ладонью, одноименными пальцами обеих обеих рук одновременно, сразу несколькими пальцами, двумя ладонями. Можно использовать в рисунке отпечаток пальчиков, ладони, кулачка.
Четвертый этап - Освоив технику рисунка « светлым по темному», переходим к более сложному способу – «темным по светлому». Демонстрируя способы «рисунок струей» (из кулачка, щепоткой). «Отсечение лишнего».
Результатами реализации проекта я вижу умения детей распределять песок по световому столу, применять стилизацию, заполнять песком контуры рисунка, изображать предмет пальцами, создавать фон для изображений, добиваться законченности работы, объяснять результаты своей работы, фантазировать на заданную тему, работать в коллективе, бережно относиться к инструментам, приспособлениям, материалам.